Не так давно Фондом Самрук-Казына было введено новое правило осуществления закупок программных продуктов: отныне нельзя оплачивать лицензии за купленной ПО, пока не будет твердой уверенности, что оно будет полезным.

Это чрезвычайно важно и говорит о том, что миллионы мы уже научились беречь, а не выкидывать на воздух.

Слишком часто доверившись нерадивым установщикам мы оплачивали стоимость ПО, а получали пшик — мертвый продукт.

Однако кроме больших инвестиционных проектов, которые у всех на виду, есть еще и другие затраты, о которых многие ещё не научились задумываться.

Предположим вы покупаете сервер. В комплекте с ним вами покупается и операционная система — лицензионная копия ПО, которое можно использовать ограниченным образом. Если вы собираетесь использовать сервер как платформу для выполнения своих бизнес приложений — то это наверное правильно. Но что, если вы покупаете сервер в качестве нагревательного элемента, зачем вам тогда платить за операционную систему, которую вы не будете использовать.

Скажете нонсенс. Отнюдь. Называется это система высокой надёжности. Это когда основной сервер выполняет полезную нагрузку, а второй либо выключен, либо греет воздух.

Задайте себе вопрос, используете ли вы в реальности установленную на нём операционную систему или нет.

Выходит, что вы заплатили за софт, который не используете.

Но вы ведь не можете оставить сервер без операционной системы, правда? И без лицензии тоже никак, того и гляди придут люди в масках и платить придётся ещё больше.

К счастью, решение есть. Необходимо выбрать операционную систему с другой формой лицензирования и называется она Линукс.

Другая форма лицензирования — это когда вы платите не за софт, а за его сопровождение. Т.е. сначала вы получаете софт, а потом платите за поддержку, которая, как правило, заключается в своевременном получении обновлений (в особенности обновлений безопасности) и консультаций.

При этом вы платите одинаковую сумму вне зависимости от того, сколько установок вы сделали — одну или больше. Это довольно логично — выпустив обновления или проконсультировав вас по какому-то вопросу, поставщик затратит одинаковое количество ресурсов и времени, вне зависимости от количества установок в вашей организации.

Возникает вопрос: если Линукс дает так много преимуществ, почему же его не использовать на всю катушку? Почему его если и используют, то втихую, без официальных подписок.

Ответ похоже лежит не в плоскости каких то там совместимостей, квалификаций и привычек и даже не в плоскости компьютеров вообще.

А лежит он в плоскости бухгалтерии.

Что делает рядовой сотрудник рядового государственного, национального или просто крупного отечественного предприятия, которых у нас большинство, если ему поручили купить какое-то программное обеспечение? Он конечно же планирует. И планирует он инвестиции.

Так у нас сложилось, что программное обеспечение мы относим к основным средствам.

Почему? А потому что бухгалтерам так удобнее, понятнее и привычнее. Им надо что-то материальное, которое можно пощупать. Вот и программное обеспечение — это некий кусок пластмассы, со сроком амортизации 15 лет. А то, что это ПО, в большинстве случаев, через пару лет устареет без должной поддержки или будет служить для управления очень дорогим нагревательным прибором, это мало кому по ту сторону бухгалтерии понятно. Но зато все строго понятно и по правилам.

А что, если вы хотите купить ПО как услугу. Т.е. никакой капитализации, а только расходы. Причём само ПО ничего не стоит, да ещё и тиражируется как угодно без всякого учёта, т.е. становится аморфной инстанцией, которую нельзя потрогать и ощутить. А ещё и это непонятное сопровождение, которое местами называется тех. поддержкой. Сразу возникает подозрение, что этот склизкий “программист” в купе со своим начальником, хотят чего-нибудь украсть чего доброго.

А кроме этого надо доказывать ещё кучу вещей, вплоть до развенчивания предрассудков.

Поэтому специалисту проще скачать дистрибутив в интернете, и поддерживать его самостоятельно, чем 2 года заниматься закупкой и что-то кому-то доказывать. Официальности это не даёт, но зато гораздо проще.

Как справиться со сложившейся ситуацией?

Виднеется два решения. Первое — это коробочные решения, второе — предоставление линукса в комплекте с другими программными продуктами.

Коробочные решения кое-кто предлагает, в частности российские компании, однако создается впечатление, что на Казахстанском рынке линукс в своем портфеле они держат на всякий случай. Так, например, одна уважаемая мной компания, предлагающая большой спектр линукс дистрибутивов, в разных вариантах архитектуры и подписки, на своем сайте. В случае, если в качестве региона выбрана Москва, предлагает скачать прайс лист, где кстати, цены указаны в долларах. Тем не менее, если в качестве региона выбрать Алмату или Астану, предлагается обратиться в представительство в этих городах.

Видимо в данном случае нужна хорошая реклама. Причем рекламировать надо не только продукты, но и сам рынок Казахстана, тот факт, что он существует.

Второй вариант должен быть поддержан крупными производителями софта. Многие из них имеют версии своего ПО под линукс и даже активно рекламируют, однако предлагают его отдельно. Комплексные решения предлагаются, в основном, местными разработчиками, но их доля очень невелика, а также российскими разработчиками, однако последние не очень торопятся выйти на рынок Казахстана.

В случае, если крупные игроки смогут предложить варианты поставки своих продуктов, включающие подписку на линукс и, возможно, через своих партнеров его установку — это, на мой взгляд, сможет улучшить текущую ситуацию.

Реклама